Возникновение и развитие древнего права характеристика источников

Особенности возникновения и развития права Древнего Востока Древнемесопотамское право План лекции


Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. В.В.Струве. М., 1951 1 В связи с социально-экономическими особенностями древневосточного общества право там имело определенные специфические черты.

Основным источником права на протяжении веков оставались обычаи, которые в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Первые письменные памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные образцы поведения и установившуюся судебную практику.

С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая. Это право было пронизано консерватизмом и формализмом, от которого в ходе своего развития избавилось право античных государств.

Нормы права носили застойный характер и крайне медленно изменялись. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы. Тесная связь права с религией и религиозной моралью в древнеиндийском языке даже нет специального слова для обозначения права в том смысле, в котором мы его понимаем сейчас/.

Сведения о древнеиндийском праве мы черпаем из религиозных книг Вед/ или из сборников религиозных предписаний /Дхармашастр/. Длительное сохранение остатков первобытнообщинного строя нашло свое отражение в слабом развитии права частной собственности на землю, в сохранении патриархальной семьи, коллективной ответственности членов семьи или общины за преступления, совершенные членом семьи или общины; ответственности за чужую вину, в действии принципа “талиона” возмездие по принципу “равное за равное”: “око за око”, “зуб за зуб”/. В Древнем Египте первый вид талиона представлял собой наказание, состоящее в том, что виновнику повреждается орган тела, которым он совершил преступление: при втором виде талиона виновному повреждается тот же орган, который преступник повредил потерпевшему.

Появление имущественных и сословных различий привело к прямому извращению в нормах древневосточного права идеи о равном воздаянии.

Возникновение и развитие древнерусского права

Древнейший источник права – обычай.

Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права.

Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т.е. обычаи, санкционированные государственной властью.

По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей.

Еще одним источником права являлась судебная практика. Наиболее ранние письменные источники русского права — это договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг. В этих международно-правовых актах нашли отражение нормы византийского и древнерусского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву.

Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один — на древнерусском языке, второй — на греческом языке.

Затем стороны обменивались договорами. В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставыкнязей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XI вв.).
Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть доходов), что фиксировалось в уставах.

В них устанавливался Церковный судебный иммунитет, т.

е. освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении словом и др.).

Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды.

Возникновение и развитие древнерусского права (стр.

1 из 7)

« Возникновение и развитие «древнерусского права». «Воинский артикул 1715г». Основные положения судебной реформы 1864г.» Содержание: стр.

1. Возникновение и развитие «древнерусского права». Появление феодальной собственности на землю.

Обязательное, наследное и уголовное право по «Русской правде» 1 2.

«Воинский артикул 1715г». Основные черты уголовного права в законодательстве Петра 1 9 3.

Основные положения судебной реформы 1864г. 18 Список литературы 25 1. Возникновение и развитие «древнерусского права». Появление феодальной собственности на землю. Обязательное наследственное и уголовное право по «Русской правде». Русская Правда — древнейший русский сборник законов сформировалась на протяжении Х1-Х11 вв., отдельные ее статьи написаны еще в языческий период.

Название этого исторического памятника отлично от аналогичных европейских, где сборники права получали юридические заголовки – закон или законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», «кодекс». Терминим «Правда» носил легально-нравственный характер и, по сути, являлся кодексом.

Принято делить сборник на три редакции — большие группы статей, объединённые хронологическим и смысловым содержанием: «Краткую», «Пространную» и «Сокращенную». В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает — первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву.

Ее возникновение относят ко времи борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.).

Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав пытался склонить на свою сторону новгородцев

«дав им Правду, и устав, списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите»

. За этими словами в Новгородской летописи помещен текст Древнейщей Правды.

Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список).

Происхождение и источники древнерусского права: VI — XII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Агафонов, Андрей Викторович

Актуальность темы исследования. За длительный период исследования мировой истории проблема происхождения права не потеряла своей актуальности.

Процесс становления права в тех или иных странах мира подвергался скрупулезному анализу, и хотя в разные периоды времени на передний план выдвигались его различные аспекты (социальные, экономические, культурные и др.), в конечном счете именно их совокупность позволяет воссоздать объективную картину исторического развития.

В настоящее время в мире существует большое количество национальных правовых систем. Практически все они вовлечены в той или иной степени во взаимодействие: каждая из них может воздействовать и влиять на нормы другой правовой системы. В связи с этим современная наука требует углубленного изучения специфики происхождения и развития права на Руси на базе широкого сравнительного анализа стадиально или хронологически близких правовых систем и привлечения новых источников.
Вместе с тем при изучении и анализе одних и тех же памятников права и исторических фактов их интерпретация и смысл в различные периоды могут претерпевать определенные изменения.

Все это и предопределило актуальность темы диссертационного исследования. Кроме того, актуальность работы заключается в стремлении преодолеть идеологизированность и субъективистский подход, свойственный отечественным историческим и правовым исследованиям, основанным на марксистско-ленинской формационной схеме исторического процесса, в рамках которой древнерусское право признавалось феодальным уже с момента его зарождения.

Существенные изменения в оценке процессов образования государства в современной исторической и правовой науках позволяет ныне более широко и непредвзято подойти к рассмотрению происхождения древнерусского права в условиях длительного и неоднозначного процесса формирования государства, в ходе которого возникали многочисленные промежуточные, переходные формы, не имевшие четких формационных признаков. Значительную роль в общеметодологическом плане в изучении древнерусского права играют зарубежные труды, посвященные тематике становления права.

Возникновение и развитие древнерусского права

Древнейший источник права – обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т.е.

обычаи, санкционированные государственной властью.

По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей. Еще одним источником права являлась судебная практика. Наиболее ранние письменные источники русского права — это договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг.

В этих международно-правовых актах нашли отражение нормы византийского и древнерусского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один — на древнерусском языке, второй — на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами.

В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставыкнязей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XI вв.).

Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть доходов), что фиксировалось в уставах.

В них устанавливался Церковный судебный иммунитет, т. е. освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении словом и др.). Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды.

Возникновение права: история, развитие

January 20, 2020 Обсудить 0 0 На уроках истории в школе все мы изучали Среди них были самые разнообразные – теологические, техногенные, ирригационные и многие другие. Возникновение права как особой системы юридических норм идет по аналогичной с государством схеме.

Эти два института зарождались и развивались параллельно, они имеют общую структуру и, можно сказать, вытекают друг из друга. Что собой представляет право в наши дни?

Это некая система законов, в которых четко прописаны права и обязанности граждан конкретной страны. Называется все это конституция.

Для каждого государства это самый важный документ, который полностью регулирует жизнедеятельность в пределах его границ. Придерживаться этих норм обязан каждый, так как в противном случае его ожидает наказание, которое опять-таки прописано в конституции. Но откуда взялся этот свод законов, наказаний, обязанностей?Существует так называемая общая версия возникновения права, которая формируется на наиболее достоверных фактах и источниках, на логических заключениях и наблюдениях.

Человек как существо разумное в какой-то момент понял, что более не может существовать как стадное животное. Ему потребовались комфорт, безопасность, уверенность в завтрашнем дне.

Именно на основании подобных требований образовался прототип современного государства. Появились главы общин, которые вершили власть над всеми живущими в племени людьми. Эти главы, в свою очередь, на основании существующих верований, традиций и обрядов создали рамки допустимого для каждого человека и выдвинули табу-список.

Это и стало первой конституцией, которая, очевидно, не была закреплена в письменной форме, но существовала в разумах людей. Официально считается, что возникновение и развитие права как точной и незыблемой системы юридических норм берет свое начало примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Именно тогда одна из мощнейших цивилизаций – Шумер – превратилась в полноценное государство.

Помимо мощного и урегулированного управленческого

§ 1.

Развитие источников права

Источники права древнейшего периода. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы.

Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права.

Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas), связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм (jus), связанных с деятельностью или с санкцией римского государства.

Тем не менее понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме.

В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т. д.Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae).

Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия.Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев.

Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.

э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децимвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима.

Возникновение и развитие древнего права характеристика источников

Договор – иначе ряд, крестное целование, докончанье – широко распространенная форма древнего права.

Им определялись не только международные отношения, но и отношения между князьями, князей с народом, дружиной, между частными лицами. Важные международные договоры были заключены с греками и немцами. Договоры Руси с Византией (911, 944 гг) в большей своей части посвящены вопросам уголовного права, международным, торговым отношениям.

Под влиянием греков, в договорах встречаются общие термины для выражения понятия преступления: проказа, согрешение, понятия о наказании: казнь, епитимия. В договорах ясно видны правовые воззрения, свойственные первобытному народу. Греческий закон устанавливал за убийство смертную казнь по приговору суда, «закон русский» — кровную месть.

В договоре Олега 911 г. На развитие древнерусского права оказывали определенное влияние и Кормчие книги, представлявшие собой византийские сборники церковных и гражданских постановлений. В значительной мере они регулировали отношения в сфере семейного права. Гражданское право. Важно В Русской Правде и других источниках древнерусского права достаточно четко различаются две основные части гражданского права — право собственности и обязательственное право.

Утверждение феодализма и феодальной собственности на землю обусловило возникновение права собственности. Первоначально феодальная собственность появилась в форме княжеского домена, боярской или монастырской вотчины.

В Краткой редакции Русской Правды была закреплена незыблемость феодальной земельной собственности.

Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской), но вышеуказанные особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития) были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.

Общая характеристика и источники права Древней Руси

обусловлена объективными процессами становления и развития российской правовой науки, законодательства, судебной и иной правоприменительной практики. Российское общество претерпело за последние десятилетия значительные преобразования во всех сферах общественной жизни, что находит, в частности, отражение в системе права, которая приобретает черты, свойственные развитым правовым системам современности.

В этом контексте особое значение приобретает изучение исторического опыта, обращение к истокам, уяснение закономерностей правового развития применительно к российской действительности. Использование полученного положительного опыта и имеющихся знаний позволит избежать ошибок в будущем и сможет оказаться полезным на сегодняшнем этапе правового развития Российской Федерации.

Актуальность избранной темы обусловлена еще и тем, что древнерусское право, будучи закрепленным в княжеских законодательных актах, стало неотъемлемой частью жизни древнерусского общества, эффективным регулятором общественных отношений, и оказало прямое воздействие на развитие русской государственности в целом.

Целью курсовой работы является анализ становления древнерусского права в целом и его основных институтов. Сформулированная цель обусловила необходимость решения следующих задач: 1) дать общую характеристику древнерусского права, выявить его особенности; 2) уяснить, что представляло собой обычное право как источник древнерусского права; 3) проанализировать сущность и значение религиозных норм в качестве источника древнерусского права; 4) выявить специфику договорного права в Древней Руси; 5) дать общую характеристику Русской Правде как основному источнику Древнерусского права; 6) установить характер правового регулирования гражданских отношений по Русской Правде; 7) выявить особенности уголовного права и процесса по Русской Правде.

Таким образом, объектом настоящего исследования являютсяобщественные отношения, возникшие в древнерусском обществе и государстве, и нуждающиеся в правовом регулировании.

Возникновение и развитие древнерусского права

Древнейший источник права – обычай.

Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права.

Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т.е. обычаи, санкционированные государственной властью.

По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей.

Еще одним источником права являлась судебная практика.

Наиболее ранние письменные источники русского права — это договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг.

В этих международно-правовых актах нашли отражение нормы византийского и древнерусского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один — на древнерусском языке, второй — на греческом языке.

Затем стороны обменивались договорами. В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставыкнязей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XI вв.). Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть доходов), что фиксировалось в уставах.

В них устанавливался Церковный судебный иммунитет, т.

е. освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении словом и др.). Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды.

6. Возникновение и развитие древнерусского феодального права (IX–xiIвв.).

Источники права.

Становление Киевской Руси сопровождалось формированием древнерусского права. Источниками права, как известно, служат законодательная власть, создающая закон; суд, вырабатывающий своими решениями новые нормы права; частные лица и органы правительства, содействующие созданию новых юридических обычаев.Таким образом, источники права: закон, обычай, договор, судебные решения.Источниками нормативно-правового актаявляются обычное право, судебная практика, иностранное (часто византийское) и церковное право. Нормативно-правовые акты в раннефеодальном государстве рождаются, в основном, на базе обычного права.

Большая часть обычаев не получила поддержки государства и осталась обычаями (календарь, наследование имущества господина его детьми от рабыни), часть обычаев была санкционирована государством и превратилась в нормативно-правовые акты.Главными нормативно-правовыми актами Древнерусского государства были:- договоры. Договор – иначе ряд, крестное целование, докончанье – широко распространенная форма древнего права.

Им определялись не только международные отношения, но и отношения между князьями, князей с народом, дружиной, между частными лицами. Важные международные договоры были заключены с греками и немцами.

Договоры Руси с Византией (911, 944 гг) в большей своей части посвящены вопросам уголовного права, международным, торговым отношениям. Под влиянием греков, в договорах встречаются общие термины для выражения понятия преступления: проказа, согрешение, понятия о наказании: казнь, епитимия.

В договорах ясно видны правовые воззрения, свойственные первобытному народу.