Педагогические ситуации и их решение для воспитателей

Учебный центр


В современном, постоянно меняющемся мире все происходит стремительно. Многим из нас приходиться ежедневно решать возникающие проблемы связанные с работой, воспитанием детей, домашним хозяйством, пожилыми родителями.

В таком ритме сложно найти время для получения новых профессиональных знаний и умений, с помощью которых можно обеспечить себе продвижение по карьерной лестнице.

Выходом из сложившейся ситуации для миллионов людей является получение необходимого образования с помощью дистанционных технологий.

Подобный формат образования предоставляет уникальную возможность каждому человеку, не зависимо от физического состояния и возраста, социального статуса и региона проживания повысить уровень своих профессиональных компетенций и получить желаемый результат в виде более высокой должности или новой работы.

Дистанционное образование позволяет получать знания без отрыва от рабочего места и домашних дел. Постоянное совершенствование полученных и приобретение новых знаний – такие требования сегодня предъявляются к представителям различных профессий: педагогам, государственным служащим, рабочим.

В частности, реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования предполагает наличие у педагога соответствующего уровня квалификации, обеспечивающего возможность решать профессиональные задачи любой степени сложности. Социальные процессы и изменения в различных областях общественной жизни делают государственную службу той сферой, где принятие управленческих решений требует от служащих высокого уровня профессиональной подготовки.

Постоянное и переподготовка госслужащих по различным образовательным программам является эффективным способом обеспечить совершенствование государственного управления.

Учебный центр организует обучение по программам дополнительного образования ( и ) по различным направлениям, включая педагогику в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, высшего и дополнительного образования.

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

учебно-методический материал на тему

Ситуация 1. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать.

Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами.

Так он стал вести себя недавно.

Почему? В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад.

«Вероятно, ребенок в пути устает»,— делает предположение воспитатель.

«Этого не может быть,— возражает отец.— Ведь он всю дорогу сидит»

. ? Действительно ли ребенок устал?

Чем объяснить такую особенность детского организма — быструю утомляемость от ограничения движений или однообразной деятельности? Решение. Когда малыш долго находится в статичном положении (стоит, сидит и т. п.), нагрузка падает на одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление.

Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, меняется и нагрузка; не работающие в данный момент мышцы и нервные центры как бы отдыхают, набираясь сил.Ситуация 2 Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их.

Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей. — Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? — спрашивает его воспитатель.

— Да нет. я так, — шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы.

И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул: — Мне жаль маму. Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

? Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?У большинства детей из пьющих семей выявляются психические заболевания — невротическое развитие, неврозы, психопатии, задержка психического развития и умственная отсталость, органические заболевания центральной нервной системы и многие другие.

Педагогические ситуации в воспитании детей дошкольного возраста

1 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет Факультет коррекционной педагогики Л.

Р. Салаватулина Учебно-методическое пособие Челябинск Цицеро 20112 УДК 373.2(075.32) ББК 74.10я723 С16 С16 Салаватулина, Л. Р. : учебно-методическое пособие [Текст] / Л. Р. Салаватулина. Челябинск : Цицеро, с.

Пособие содержит актуальные ситуации, с которыми повседневно сталкиваются родители и педагоги при воспитании детей дошкольного возраста.

Книга имеет главной целью помочь студентам, родителям, педагогам в поисках ответа на вопрос «Как поступить в той или иной ситуации?» Свою задачу авторы видели в том, чтобы помочь будущему педагогу углубить понимание теоретических положений, на которых базируется современная методика воспитания детей дошкольного возраста; систематизировать знания, помочь студентам упорядочить и критически оценить наблюдаемый педагогический опыт, расширить кругозор и получить представления о разрешении некоторых ситуаций в воспитании дошкольников. Данное пособие возможно использовать при проведении семинаров-практикумов со студентами по овладению ими педагогическими знаниями. Материалы пособия возможно использовать как иллюстративные примеры к раскрытию темы; как метод активизации при организации диспута; как средство, помогающее определить, насколько правильно поняты будущими педагогами теоретические положения.

Коллективный анализ помогает прийти к наиболее оптимальному решению педагогических задач.

ISBN УДК 373.2(075.32) ББК 74.10я723 Салаватулина Л.

Р., 2011 Ситуация 1. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами.

Решение педагогических ситуаций

На одном из первых уроков в новом классе учитель вызывает Витю Астафьева. Мальчик встает и молчит. Ты сделал задание? — спрашивает учитель. Молчание.

Что ты молчишь, сделал или нет? Ученик молчит. Ты не умеешь разговаривать?

Смех в классе. Учитель подходит, смотрит в тетрадь Астафьева. Задание сделано. — Странно, — говорит учитель, — ну, садись. Перед концом урока все повторилось.

Астафьев встает и молчит. Ни слова.

-Что это с ним? — вполголоса интересуется учитель у девочки с пер­вой парты. Девочка кокетливо хихикает (к учителю в классе отношение сразу же установилось очень хорошее: похоже, зачислили в «любимые»), довольно громко отвечает, кивая на Витю: «Да он у нас такой, хи-хи, в общем, с приветом.». В классе опять смех. Витя «вжимается» в стул.
После урока учитель рассказывает об инциденте классному руково­дителю, интересуется ее мнением.

— Вообще-то он мальчик замкнутый, — объясняет классный руководитель, — себе на уме.

Всегда тихий, в сторонке, ни в чем не участвует, ни в каких мероприятиях.

Мальчик умный, не знаю, почему это вам девочки сказали, что он «с приветом»: из хорошей семьи.

Отец — инженер, мать в библиотеке работает. Очень дружная семья. На уроках отвечает неохотно, конечно, но чтобы вот так — стоять и молчать — такого еще не было. На следующем уроке история повторяется. Астафьев молчит. Учи­тель оставляет его после урока. Они вдвоем в классе, Почему ты молчишь, Витя, когда я тебя вызываю?

Молчание. Ты скажи, мне, пожалуйста. Я вспоминал-вспоминал, чем тебя оби­дел, так и не вспомнил. Я тебя чем-то обидел? -Нет. Наконец, первое слово.

Почему же ты молчишь? Не знаю.

Как это — не знаешь? Давай-ка договоримся, больше ты молчать не будешь.

Ладно? Ну, иди. На следующем уроке, учитель вызывает Астафьева.

Астафьев встает и молчит. Что делать?

Как поступить учителю? ОТВЕТ: Очевидно, мы имеем дело с ярко выраженным типом интроверта.

Специалисты по общению делят людей на несколько типов: доминанты (подавляющие), недоминанты (робкие), мобильные (легко

Примеры педагогических ситуаций для педагогов ДОУ. занимательные факты (старшая группа) по теме

Опубликовано 12.11.2014 — 20:53 — Значение педагогических ситуаций для описания и анализа процесса обучения огромно, через них он проявляется.

В педагогической ситуации концентрируются достоинства и недостатки педагогического процесса.Значение педагогических ситуаций для описания и анализа процесса обучения огромно, через них он проявляется. В педагогической ситуации концентрируются достоинства и недостатки педагогического процесса.

ВложениеРазмер 25.35 КБ 15.22 КБ 18.59 КБ Примеры педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений Педагогические ситуации взяты из книги Б. С. Волкова, Н. В. Волковой «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»1.

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия.

А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему? В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.
— Значит, ребенок устает, — делает предположение воспитатель.

— Да нет, не может этого быть.

Ведь он сидит всю дорогу, — возражает отец. — Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

Прав ли отец? 2. Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их.

Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

— Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? — спрашивает его воспитатель. — Да нет. я так, — шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы.

И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул: — Мне жаль маму.

Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь. Как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка.

Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта? 3.

105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации

| Источник для самостоятельной работы студентов при изучении курса © Издательство «ФЛИНТА», 2014 Содержание Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения.

На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки. Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании. Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века.

Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение студентами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности педагога. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

Структура педагогических ситуаций внешне проста.

В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.не всегда могут быть разрешены немедленно. Анализ проблемы состоит из следующих шагов: 1.
Предварительное описание проблемной ситуации; 2.

Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации; 3.

Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия; 4.

Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата); 5.

Выявление ресурсов и выход на конкретное решение; 6.

Педагогическая ситуация.

Анализ педагогической ситуации.

Примеры педагогических ситуаций

February 21, 2015 Обсудить 0 0 Педагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону.Даже несмотря на то что педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения – это установки, эмоциональные реакции, ожидания.Известно, что если имеет место острая педагогическая ситуация, то для ее разрешения больше всего подходит особый вид взаимоотношений и взаимодействия – деловые, организованные или отношения зависимости и подчинения, отношения ответственной зависимости. Этот вид отношений является самым трудным для взрослых и школьников, в них сложно прийти к согласию, добиться сотрудничества.

Недаром А. С. Макаренко полагал, что необходимо воспитывать у школьников две подчиняться и способность приказывать.Первая фаза – острое конфликтное начало с нарушением социально-ценностных норм и правил одним участником ситуации.Вторая фаза представляет собой ответную реакцию оппонента, от содержания и формы которой зависит исход конфликта и самое главное – его последствия, то есть направление изменений сложившихся до этого отношений. Вторая фаза является центральным звеном ситуации. Обычно прохождение через нее сопровождается стрессом, она ставит под угрозу честь личности в целом.

Нередко нехватка информации и времени не дает возможности достойного ответа. Всегда в подобных ситуациях в деятельности выручают находчивость, выдержка и опыт, полученный ранее.

Поэтому большое внимание начинающему педагогу нужно обратить на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.Третья фаза – это радикальное и быстрое изменение бытующих ценностей и норм (случается, что разрушаются отдельные нормы) в двух разных направлениях – ухудшения или улучшения сложившихся до этого времени отношений.

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения.

Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.Данная статья расскажет о том, как найти с подрастающим поколением.

Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

Что же подразумевают под собой данные термины?

Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?Прежде всего, попробуем дать определение.Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно

Примеры педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Педагогические ситуации взяты из книги Б.

С. Волкова, Н. В. Волковой «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ» 1.

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами.

Так он стал вести себя недавно. Почему?В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.- Значит, ребенок устает, — делает предположение воспитатель.- Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, — возражает отец.

— Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!Прав ли отец? 2. Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки.

Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.- Что ты такой грустный?

Уж не заболел ли? — спрашивает его воспитатель.- Да нет. я так, — шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:- Мне жаль маму.

Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.Как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка.

Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта? 3. Мама: Почему у тебя одежда мокрая?Дима: Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.Мама: не слушая сына :

«Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею»

.Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.Мама: Пойдёшь в мокром.Дима замолчал и стал неохотно одеваться.

«Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент?4.

Лена (4 года) Бабушка, я тебе помогу помыть посуду, можно?Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить.

Ситуативные задачи для воспитателей

Мальчик, 7 лет.

С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию.

Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом.

В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает.

Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе». Ваши действия. Вариант 1. Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями.

Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2. Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе. Вариант 3. Провести работу с родителями.

Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка.

Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Ситуация 3. Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребенка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у нее хорошие, доверительные отношения.

Однажды, забирая ребенка из детского сада.